Офіційно історія Кирилівки починається з заселення краю духоборами на початку ХІХ ст. Трішки про них:


http://conspi.ru/publ/ehpk_tajnye_obshhestva_i_sekty/glava_iii_sekty_russkogo_proiskhozhdenija/dukhobory/63-1-0-345

ЭПК (Энциклопедия преступлений и катастроф) - Тайные общества и секты » Глава III. Секты Русского Происхождения

Духоборы

Духоборы - русская христианская секта, возникшая в середине XVIIIв.

 Основными членами этой секты являлись государственные крестьяне Тамбовской и Воронежской губерний, а также т. н. однодворцы и казаки Екатеринославской и Харьковской губерний Украины.

 Уже в самом названии "духоборы" утверждался активный характер этой секты как борцов за дух, за одухотворение. 

 Духовным предтечей духоборчества был знаменитый украинский философ Григорий Сковорода. Его взгляды в значительной степени совпадали со  взглядами духоборов. Он называл себя "абраамитом", т. е. последователем чешской секты, весьма сходной с духоборческой. Во всех своих сочинениях он утверждал, что Христос существует в людях и предлагал понимать Библию аллегорически. 

 В важном документе духоборческой истории, названном "Исповедание", изложены догматы вероучения духоборов: "Тело, плоть человеческая есть временная тюрьма, пребывание в которой имеет одну целы восстановить в себе образ Божий. Плоть есть зло, и всякое пристрастие к чему-либо в мире есть засеменение зла... Вся история людей есть постоянная борьба духа и плоти". 

 Духоборы служат Богу духом: тело их - храм Божий, душа - образ Божий. "Не нужны для чад Божьих ни цари, ни власти, ни какие бы то ни было человеческие законы". "Праведнику ника-ков закон не положен". Ни писание, ни таинства, ни обряды - не обязательны, они суть только "знаки" и "образы", "картины" и "фигуры". Подчиняться им - значит лицемерить.

 Первый руководитель духоборов Силуян Колесников отменил среди своих последователей, бывших хлыстов, обряды экстатических радений. Тем самым было  подчеркнуто, что новая секта зовет не к духовной радости - встрече с божеством, а к духовной борьбе за человека.

 На первых порах духоборы сохранили эсхатологию. Они считали, что в настоящем мире "царствует Вавилон". Царство духа придет только после того,  как на Последний Суд для правды соберутся все порабощенные и угнетенные,  все, кто сеял и жал. И будет тогда Новое Небо и Новая Земля, и все люди  станут полны совершенного разума. Но никому не дано знать, когда наступит  царство духа.

 Позднее эсхатология в вероучении духоборов отступает на второй план.

 Духоборы решают осуществить "Божью правду" не для всего человечества и не в  далеком будущем, а немедленно, для своей общины избранных. В отличие от бегунов, хлыстов и скопцов, духоборы пытаются бороться с властью и церковью не только пассивным уходом в тесный мир своей секты, но и активным образом.

Вся история духоборов - это история создания и распада целого ряда религиозных "коммун". Принцип "общности имущества" и отказа от института власти духоборы пытались осуществить на практике. Была введена совместная обработка земли и равный дележ урожая, созданы общественные стада и магазины. В "коммунах" возникла теократическая форма правления в виде "совета стариков", возглавлявшегося религиозными руководителями духоборов  (С. Капустин, Л. Калмыков, П. Калмыков и др.). Но "коммуны" оказались нежизнеспособными и распадались.

Духоборы постоянно подвергались преследованиям со стороны властей. Специальные строгие законы против духоборов были изданы императором Павлом I. При нем их крупными партиями посылали на фортификационные работы в Сибирь, Азовскую крепость и др. Особенно жестоко обращались с  сектантами-духоборами в тюрьмах, дисциплинарных батальонах, на каторге. Их без всякой очереди отдавали в рекруты. Фактически сектанты были поставлены вне закона в государстве.

По указанию Александра I в период 1800 - 1816 гг, духоборы были эвакуированы в Таврическую губернию, на т. н. "Молочные воды". Сюда переселилось 3895 духоборов, они основали 9 селений.

Репрессии, гонения заставили духоборов замкнуться в себе, обособиться от всего мира и озлобиться против него. Руководители секты держали рядовых членов секты "в стахе Божием". Духоборы не имели права общаться с внешним  миром без их разрешения. Управление сектой было построено на страхе. За  малейшее проявление недовольства виновных, подвергали пыткам, ничего не стоило даже убить "виновного".

 Особая следственная комиссия, учрежденная в 1836 г., обнаружила в  Молочноводской коммуне духоборов в подземельях застенки с орудиями пыток и  грудой человеческих костей, людьми, заживо зарытыми в землю. Комиссия подсчитала, что только за два года управления духоборческим обществом "пророка" Капустина исчезло с лица земли 400 человек. Эти факты изуверства со стороны духовных руководителей духоборческой общины царское правительство использовало для усиления репрессий. Указами  Николая I от 1826, 1830 и 1839 гг. духоборы были водворены на положении ссыльных в Закавказье - пограничный Ахалкалакский уезд Тифлисской губернии. В 1886 г., после смерти, руководительницы секты Лукерьи Калмыковой, секта раскололась на "большую партию" - сторонников П. Веригина, и "малую  партию" - родственников Л. Калмыковой, захвативших общественные капиталы. "Веригинцы" призывали всех членов секты вернуться к правде прошлого. Под  влиянием идеи возврата к "славному" историческому прошлому в среде духоборов  снова возродились стремления к общинной жизни. Эти идеи были дополнены Идеями "непротивления злу насилием".  Была организована артельная обработка земель и артельные мастерские. Хлеб начали делить по числу едоков. Была создана общественная касса, куда  сдавались все наличные средства. Духоборы отказывались служить в армии, платить подати, налоги. Влияние толстовцев сказывалось в том, что они отказывались пить спиртные, напитки, есть мясо и даже сожительствовать с женами. По призыву своего вождя Веригина, находившегося в ссылке, духоборы демонстративно сожгли оружие. На это власти ответили полнейшим разорением духоборческих сел, отдачей духоборов в дисциплинарные батальоны и ссылками в Сибирь. В результате  возникло движение помощи духоборам, возглавленное Львом Толстым. В 1899 г. 8 тысяч духоборов переселилось в Канаду. Переселившиеся в Канаду духоборы в 1906 г. предприняли попытку  вернуться на родину. В Россию прибыла делегация духоборов во главе с П. В. Веригиным. Здесь они встретились со Столыпиным, который обещал, что, в случае возвращения духоборов на родину, он освободит их от несения военной службы и обещал дать земли в Алтайском округе. Но Веригину не понравилась неспокойная обстановка в России. Покидая страну, он писал: "Мы все вздохнули свободней от русских беспорядков".

После 1917 г. часть духоборов вернулась на родину, а 7000 духоборов были зарегистрированы канадским правительством в качестве членов  "Христианской общины - коммуны всемирного братства". Вскоре из вергинской общины сложилась новая - "Союз реформированного братства сынов свободы", т.  н. "свобрдников" во главе с новым Иисусом - Степаном Сорокиным. В 1924 г. в вагон железной дороги, в котором путешествовал П. Веригин со со,своими  приближенными, была подложена бомба, и он был убит взрывом.

В настоящее время одной из наиболее деятельных духоборческих организаций в Канаде является "Союз духовных общин Христа". Она издает газету "Искра", по ее инициативе созданы русские школы для начального и среднего образования. Есть и другие организации, выпускающие газету "Вестник", журнал "Духоборческий рассвет". Духоборы организовали федерацию  русских канадцев, создан в Канаде духоборческий союз молодежи.