Офіційно історія Кирилівки починається з заселення краю духоборами на початку ХІХ ст. Трішки про них:
ЭПК (Энциклопедия преступлений и катастроф) - Тайные общества и секты » Глава III. Секты Русского Происхождения
Духоборы
Духоборы - русская христианская секта, возникшая в середине XVIIIв.
Основными членами этой секты являлись государственные крестьяне Тамбовской и Воронежской губерний, а также т. н. однодворцы и казаки Екатеринославской и Харьковской губерний Украины.
Уже в самом названии "духоборы" утверждался активный характер этой секты как борцов за дух, за одухотворение.
Духовным предтечей духоборчества был знаменитый украинский философ Григорий Сковорода. Его взгляды в значительной степени совпадали со взглядами духоборов. Он называл себя "абраамитом", т. е. последователем чешской секты, весьма сходной с духоборческой. Во всех своих сочинениях он утверждал, что Христос существует в людях и предлагал понимать Библию аллегорически.
В важном документе духоборческой истории, названном "Исповедание", изложены догматы вероучения духоборов: "Тело, плоть человеческая есть временная тюрьма, пребывание в которой имеет одну целы восстановить в себе образ Божий. Плоть есть зло, и всякое пристрастие к чему-либо в мире есть засеменение зла... Вся история людей есть постоянная борьба духа и плоти".
Духоборы служат Богу духом: тело их - храм Божий, душа - образ Божий. "Не нужны для чад Божьих ни цари, ни власти, ни какие бы то ни было человеческие законы". "Праведнику ника-ков закон не положен". Ни писание, ни таинства, ни обряды - не обязательны, они суть только "знаки" и "образы", "картины" и "фигуры". Подчиняться им - значит лицемерить.
Первый руководитель духоборов Силуян Колесников отменил среди своих последователей, бывших хлыстов, обряды экстатических радений. Тем самым было подчеркнуто, что новая секта зовет не к духовной радости - встрече с божеством, а к духовной борьбе за человека.
На первых порах духоборы сохранили эсхатологию. Они считали, что в настоящем мире "царствует Вавилон". Царство духа придет только после того, как на Последний Суд для правды соберутся все порабощенные и угнетенные, все, кто сеял и жал. И будет тогда Новое Небо и Новая Земля, и все люди станут полны совершенного разума. Но никому не дано знать, когда наступит царство духа.
Позднее эсхатология в вероучении духоборов отступает на второй план.
Духоборы решают осуществить "Божью правду" не для всего человечества и не в далеком будущем, а немедленно, для своей общины избранных. В отличие от бегунов, хлыстов и скопцов, духоборы пытаются бороться с властью и церковью не только пассивным уходом в тесный мир своей секты, но и активным образом.
Вся история духоборов - это история создания и распада целого ряда религиозных "коммун". Принцип "общности имущества" и отказа от института власти духоборы пытались осуществить на практике. Была введена совместная обработка земли и равный дележ урожая, созданы общественные стада и магазины. В "коммунах" возникла теократическая форма правления в виде "совета стариков", возглавлявшегося религиозными руководителями духоборов (С. Капустин, Л. Калмыков, П. Калмыков и др.). Но "коммуны" оказались нежизнеспособными и распадались.
Духоборы постоянно подвергались преследованиям со стороны властей. Специальные строгие законы против духоборов были изданы императором Павлом I. При нем их крупными партиями посылали на фортификационные работы в Сибирь, Азовскую крепость и др. Особенно жестоко обращались с сектантами-духоборами в тюрьмах, дисциплинарных батальонах, на каторге. Их без всякой очереди отдавали в рекруты. Фактически сектанты были поставлены вне закона в государстве.
По указанию Александра I в период 1800 - 1816 гг, духоборы были эвакуированы в Таврическую губернию, на т. н. "Молочные воды". Сюда переселилось 3895 духоборов, они основали 9 селений.
Репрессии, гонения заставили духоборов замкнуться в себе, обособиться от всего мира и озлобиться против него. Руководители секты держали рядовых членов секты "в стахе Божием". Духоборы не имели права общаться с внешним миром без их разрешения. Управление сектой было построено на страхе. За малейшее проявление недовольства виновных, подвергали пыткам, ничего не стоило даже убить "виновного".
После 1917 г. часть духоборов вернулась на родину, а 7000 духоборов были зарегистрированы канадским правительством в качестве членов "Христианской общины - коммуны всемирного братства". Вскоре из вергинской общины сложилась новая - "Союз реформированного братства сынов свободы", т. н. "свобрдников" во главе с новым Иисусом - Степаном Сорокиным. В 1924 г. в вагон железной дороги, в котором путешествовал П. Веригин со со,своими приближенными, была подложена бомба, и он был убит взрывом.
В настоящее время одной из наиболее деятельных духоборческих организаций в Канаде является "Союз духовных общин Христа". Она издает газету "Искра", по ее инициативе созданы русские школы для начального и среднего образования. Есть и другие организации, выпускающие газету "Вестник", журнал "Духоборческий рассвет". Духоборы организовали федерацию русских канадцев, создан в Канаде духоборческий союз молодежи.